2 февраля 2009
Александр Архангельский – личность «широко известная в узких кругах». Он очень хорошо знаком аудитории культурологов, искусствоведов и литераторов как учредитель и академик «Академии современной словесности», автор десятка книг по истории русской литературы, член Союза российских писателей и Академии Российского телевидения.  Остальные же знают его исключительно как телеведущего канала «Культура», автора программы «Тем временем», не стесняющегося называть вещи своими именами и делающего острые и дискуссионные программы о таком «скучном», по мнению большинства, явлении как культура и искусство.

        Начав встречу с пушкинских строк «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать», Александр Архангельский сразу перешел от меркантильных вопросов к глобальной проблеме современной культуры – отсутствию широкой качественной аудитории. При том, что высокая культура не может быть массовой, она не должна быть и слишком элитарной. Тем более «искусственно элитаризованной», как это происходит сейчас в России, где концерты симфонических оркестров, известные театральные постановки  и хорошие книги могут себе позволить только жители городов-миллионников, и то не все, а только имеющие приличную зарплату. Академик постарался потрясти публику данными социологических опросов, говорящими о том, что в России неуклонно снижается количество читающих, хотя те, кто читает, стали читать больше, при том, что почти половина населения страны «не читает вообще ничего и никогда». И эта проблема существует не только в России – европейские страны и США демонстрируют почти те же показатели. От того, что мы станем меньше читать и слушать Верди и Чайковского, мир, конечно, не рухнет, «но что станет с цивилизацией»?

        По мнению Александра Архангельского, это проблема государственного значения и значит, государство должно активно содействовать ее благополучному разрешению. Другой вопрос, как? Дать денег издателям? Оплатить расходы кинопроизводителям? Предложить оплаченные из бюджета госзаказы на производство фильмов, спектаклей и книг патриотической тематики? Именно такие шаги кажутся самыми простыми, но именно они – самые порочные. Любые дотации уничтожают конкуренцию, а значит, подрывают самые основы существования рыночной системы. Однако выход все же есть.

        И этот выход – в той самой рыночной экономике. Любой предприниматель знает, что для начала или развития бизнеса ключевой момент – наличие спроса. И именно этот фактор может корректироваться государством. Не нужно оплачивать тиражи книг – нужно заинтересовать людей чтением, тогда они сами оплатят книжки. Не имеет смысла вкладывать деньги в фильмы, которые никто не посмотрит, - надо дать людям возможность ходить в кино, и они сами купят билеты.

        Почти два часа участники встречи задавали докладчику вопросы, интересуясь тем, насколько может Совет по культуре при Президенте РФ влиять на формирование бюджетов, и тем, какова сейчас роль творческих союзов, уточняя, каким образом можно повлиять на государство и есть ли у канала «Культура» возможность поддерживать культурные связи с Грузией.

 

        Мнения участников:

        Нисковских Дмитрий Андреевич, депутат Областной Думы Законодательного собрания Свердловской области:

        Что запомнилось больше всего, так это главный тезис выступления Александра Архангельского – необходимо развивать культурную среду. Если сама среда не будет требовать искусства, не будет интересоваться развитием культуры, то все старания будут напрасны. Приятно было это слышать от людей культуры, которые прекрасно понимают, что и внутри есть проблемы.  

        Один из важнейших выводов, который я для себя сделал, это то, что сегодняшнее растущее поколения уже упущено. Поэтому сейчас важно внедрятся в систему современного образования, чтобы новое поколение было более просвещенным и обладало пониманием культурных традиций и культурных изменений. Этот прогресс, который у нас не развивается изнутри, а привносится извне с зарубежными кинофильмами, музыкой и т.д. Это полное культурное заимствование, которое ведет к утрате внутренней культуры, внутренней культурной целостности нации. Преодолеть этот процесс «сверху» невозможно.

        Как справедливо заметил Архангельский, государство не должно выбирать, что поддерживать, оно может сказать, сколько оно готово дать для поддержки, а выбор лежит на обществе. Внутри культурного сообщества должно сформироваться понимание того, во что вкладывать.

 

        Голубкова Надежда Ивановна, Президент МОО «Форум женщин УрФО», Директор АНО «Центр технологий гражданского мониторинга», соорганизатор проекта:

        Я очень рада этому проекту. Думаю, что как первая встреча – это то, что нужно. Нам очень много надо поработать над тем, чтобы проект принес свои результаты. Интерес у людей к культуре есть. Александр Архангельский ответил на многие вопросы. Сейчас дело за нами – насколько мы в рамках интересов этих людей построим следующие встречи и семинары, какова будет логика их развития, что станет результатом этого проекта? Все в наших руках!

 

        Сергей Федяков, директор кинотеатра «Салют»

        Я полностью согласен с тем, что говорил Архангельский. Правительство должно только посчитать, сколько они готовы выделить денег, а кому и куда – должно определить общество.

        Ведь если быть откровенным, мы здесь сами культурный продукт не производим. На пальцах можно перечислить. Рок-фестиваль у нас есть. Балетная школа? Да, но она все равно хуже, чем Пермская. Галереи – но мало очень галерей у нас. Музеи – да, наверное, но кто их посещает? Культурных проектов у нас очень мало производится. Соответственно, деньги с этого не аккумулируются. У нас сейчас принцип какой? Приехали московские звезды – вывезли деньги туда. Приехало кино – вывезли деньги туда. Надо делать уникальные продукты, тогда это будет иметь эффект.

 

        Более подробно с информацией можно ознакомиться на сайте www.prezidents.ru

Вернуться к списку