Выпускница Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ Марина Глушкова из Пензы доказала на личном опыте: зарубежная стажировка может стать мощным импульсом для развития бизнеса.
В 2019 году Марина Геннадьевна закончила обучение по Президентской программе и планировала ехать на стажировку в Германию по проекту крафтового пивоварения. Однако пандемия и последующие события внесли коррективы. Предпринимательнице пришлось пересмотреть стратегию и найти новую, более устойчивую нишу.
«Бизнес на шоколаде был уже отлажен и стабилен, поэтому мы с партнером решили создать центр крафта под единой крышей, но сфокусироваться на сыре и шоколаде. Однако при запуске сыроварен возникло множество вопросов: от выбора оборудования с автоматическим контролем всех циклов до наращивания опыта и организации точек сбыта. Мы знали о высоких стандартах качества продуктов в Белоруссии, поэтому, когда появилась возможность поехать на стажировку именно туда, я сразу подала заявку», — поделилась Марина Геннадьевна.
Стажировка, в которой она участвовала, была интенсивной. Жесткий тайминг, ранние подъемы, встречи и перемещения — расслабляться было некогда. Но это того стоило. В рамках рабочей поездки состоялись встречи с руководством ключевых министерств и организаций Белоруссии, а также с представителями ведущих агропредприятий в Минске, Гомеле и Могилеве: ОАО «БЕЛАЗ», ОАО «Минский тракторный завод» и ОАО «Бабушкина крынка» и других.
Наиболее плодотворной для Марины Геннадьевны стала встреча с производителем оборудования для сыроваров — компанией «SALUTEM».
«Представители компании не просто показали нам оборудование, а детально проконсультировали нас по подготовке цехов. Они помогли скорректировать сметы, дали ценные подсказки по размещению и модернизации линий и даже произвели персональную настройку сыроварен под наши конкретные запросы», — рассказала Марина Геннадьевна.
В результате стажировки в Пензе были запущены две полноценные сыроварни, ориентированные на разные типы сырья: коровье и козье молоко. Обе сыроварни перерабатывают более 12 тонн молока в месяц, производя твердые и полутвердые, а также творожные сыры, сливочное масло и сливки.
Чтобы обеспечить стабильные продажи, был создан сельскохозяйственный кооператив «То Самое», объединивший 14 фермерских хозяйств из четырех районов Пензенской области. Вся продукция реализуется в собственных торговых точках, где жители могут купить не только сыры, но и колбасы, полуфабрикаты, мед и лимонады местного производства.
Пример Марины Глушковой наглядно показывает: Президентская программа помогает предпринимателям получать новые знания, а также налаживать партнерские связи за рубежом и благодаря этому развивать и масштабировать бизнес.

