4 июня 2009

«Я не люблю сферу образования, Считаю её скучной, отсталой, очень консервативной, не сильной по человеческому капиталу» - эти слова произнёс человек, посвятивший образовательной сфере 18 лет жизни. Так начался разговор с Андреем Волковым, ректором Московской школы управления.

Образовательная инженерия. Я конструирую программы и технологии. Это более сложная сфера, чем наука или исследования. Это сродни сфере управления. В образование попал случайно – у меня никогда не было амбиций преподавать или руководить вузом. По специальности я физик-ядерщик. Закончил МИФИ, с 1984 года и до развала Советского Союза работал научным сотрудником НИИ Атомных реакторов в Дмитровграде. В 1991 году судьба занесла меня в Тольяттинскую академию управления. Это образовательное учреждение известно своими инновационными подходами к обучению (опыт ТАУ был описан в журнале «Эксперт» № 9 за 2005 год в статье с претенциозным названием «Учить по-русски»). Это был мой первый опыт конструирования образовательного учреждения.

Система образования – это миф. Это не система, а популятивное множество. Есть популяция вузов, популяция негосударственных вузов, есть школы. В Советском Союзе система работала: подавался сигнал, и он доходил туда, куда нужно; вы попадали в систему, и она делала с вами всё, что хотела. Сегодня нужна не система, а инфраструктура, то есть то, к чему можно подключиться.

«Сколково». Являясь советником Министра образования и науки Российской Федерации, я руководил группой экспертов стран «Большой восьмерки» (G8) по вопросам инициатив России в сфере образования и был участником разработки программы модернизации высшего образования РФ. В это время я встретился с Рубеном Варданяном, председателем Совета директоров Группы компаний Тройка Диалог. Тема бизнес-образования волновала нас обоих. Мы понимали, что стране, которая претендует на сильную экономическую игру, неприлично не иметь собственного управленческого образования. Это было накопленное отставание. Мы стали искать деньги на «Сколково». Нашли. Ни рубля государственных средств в создание школы не вложено. Это деньги меценатов, среди которых 17 крупнейших компаний и частных лиц . Вход – 10 миллионов долларов. И никаких долей, никаких дивидендов. Более того, есть ещё желающие вложить деньги в хорошее предприятие по производству менеджеров.

Три кита «Сколково». Первый: специализация. Мы накопили уникальные экспертные знания о рынках с быстрорастущей экономикой. Речь идёт о Китае, Индии, Бразилии и России. Второй: с самого начала мы решили, что надо готовить людей предпринимательски ориентированных, а не менеджерски ориентированных. В традиционной подготовке менеджера важно освоение функциональных приемов и пакета знаний о финансах, логистике, стратегическом планировании. Мы готовим бизнес-лидера, предпринимателя. В чём различие? У менеджера есть определенный функционал, предприниматель берёт на себя ответственность за всё. Это другой тип мышления, другое отношение к делу. Третий кит: современные методы обучения. Придется сказать «инновационные», хотя я не люблю это слово. Но его русские синонимы, к сожалению, не передают полного смысла нашей концепции. Мы перешагнули в цифровой мир. Фигура человека, читающего лекции по конспектам у доски – это раритет. Мы даем то, что нельзя рассказать в виде лекции. Основная форма обучения - это реальные проекты, которые студенты выполняют в командах по 5-7 человек. Результаты проектов оценивают компании-учредители «Сколково» и сторонние эксперты (политики, чиновники, бизнесмены). Успешное обучение предполагает получение средств из венчурного фонда на реализацию собственного бизнес-проекта. По оценке учредителей школы, проект можно будет считать успешным, если около 30% выпускников в течение трех лет после окончания школы построят собственное дело. На мой взгляд, образование отличается от реальной жизни только тем, что во время обучения можно попробовать всё - без больших потерь для себя.

Изменение образовательного ландшафта России. Началась глобальная конкуренция за стандарты образования. Ещё 20 лет назад такой ситуации не было. Соперничество идет не на национальном уровне, а на глобальном, поскольку для большинства российских бизнес-школ отечественные стандарты не имеют значения. Что нас ждёт в будущем? Реальный мир переходит в фазу всеобщего высшего образования. Удельный вес людей с дипломами составит 60-70 процентов, как когда-то было в Советском Союзе. Кстати, ещё с тех времен в нашей стране осталось специфическое отношение к высшему образованию: получение «бумажки» (сертификата или диплома) важнее, чем полученные знания. Многие вообще идут в институт, чтобы отсидеться от армии. В ближайшее время на образовательный процесс будут влиять и миграционные процессы. В вузы станут поступать дети мигрантов, не очень хорошо говорящие по-русски.

ЕГЭ. Построение системы оценки необходимо. Единый государственный экзамен (мое мнение здесь расходится с общепринятым) - это правильное направление. Сдавать его надо для проверки знаний, причем столько раз, сколько хочется. Но результаты ЕГЭ не должны предъявляться для поступления в институт. Вузы должны сами определять критерии приема студентов.

Второе высшее или непрерывное образование. Систему дополнительного образования нельзя модифицировать, не перестроив систему высшего образования. Будущее за модульным образованием. Человек будет складывать его сам «из кирпичиков» и выбирать удобное время для обучения: у него появится право в любое время выйти из образовательного процесса и любое время войти.

Знания не передаются. Если вы знаете то, что вы не знаете, то вам школа не нужна. Есть Интернет, книги. В них вы самостоятельно найдете то, что вам нужно.

Вернуться к списку